г. Запорожье
+38050 518-58-28
+38096 178-78-37
Гаркавец Ольга Николаевна

Главная             Мои публикации             Фото и видео галерея             Отзывы             Контакты             Обо мне

Психолог в Запорожье


Гаркавец Ольга Николаевна
Контакты
Меню сайта

Арт-терапия. Интегративный курс.


Продвижение психологических услуг


Метафорические карты. Курс для профессионалов.


Skype: sunakasun       e-mail: sunaka@list.ru

Песочная терапия: домашняя и профессиональная

Детская психология за все годы ее существования освоила огромное количество методов. Каждый метод эффективен по-своему и работает в определенных ситуациях. Но есть метод, который применим для решения практически любых детских проблем. Он называется песочная терапия.
История этого метода насчитывает более 80 лет.  Его применяли и применяют в разных странах. Психологи  много десятилетий разрабатывали техники работы в песке.
Существует множество разновидностей работы в песке: обучающие игры для детей и коррекционные. В песке можно обучить ребенка чтению, письму, развить тактильную чувствительность ладошек, потренировать мелкую моторику, развить фонематический слух.
Сегодня мы поговорим о коррекционной работе, т.е. терапевтической. Благодаря песку дети избавляются от страхов, энуреза, происходит снижение агрессии, повышение самооценки и многое другое.


Классическая - юнгианская песочница. Если психолог работает в этом русле, то большое значение уделяется символам, каждая фигура в песке символична. Вся песочница поделена на 9 зон. Левая сторона - женская, она связана с мамой ребенка и со всеми женщинами его рода, сторона прошлого, средняя часть - настоящее,  правая - мужская ( папа и другие мужчины рода),  будущее человека. Верх - это голова, ментальность, средняя часть - сердце, чувство, эмоции, низ - ноги, движения, двигательная активность.  Исходя из расположения фигур по зонам и их символического значения  в песочнице психолог трактует проблемы ребенка или взрослого.
Есть методика, в которой дом - это дом, солнце - это солнце, т.е. нет такого пристального внимания к символам, здесь основное внимание  уделяется тому, что человек строит, как он это делает, что при этом говорит.
Хорошие результаты получаются и в том, и в другом случае.


Психологическая песочница - это деревянный ящик, его размеры 50 *70 *8 см, выкрашенный изнутри в голубой цвет. Стены символизируют небо, а дно  - это символ воды. 1/3 песочницы заполнена сухим песком. Обязательное соблюдение стерильности - я прокаливаю песок в духовке перед тем, как его высыпать в песочницу.
На полках стоит большое количество миниатюр: люди (дети, женщины, мужчины), домашние животные, дикие животные, дом, посуда, камни, растения , минералы, солнце, луна и др., т.е. то, что нас окружает.
Ребенок строит, а психолог наблюдает, не вмешиваясь в этот процесс. В этом высокая безопасность метода.
Перед работой с ребенком обязательна беседа с родителями. Вопросы звучат примерно так:  что именно беспокоит родителей, что хотят от песочной терапии. По возможности я стараюсь донести до родителей, что ребенок - это зеркало семьи, поэтому для достижения лучших результатов необходима комплексная работа: отдельно с ребенком, отдельно с родителями или с одной мамой. Ребенок во время игры в песке  учится корректировать свое поведение, проживает  различные  травмирующие  ситуации, приобретает новый опыт решения проблем, снижения агрессивности, тревожности и др.
Песочная терапия эффективна примерно с  3-4 лет. До этого возраста ребенок очень тесно связан с мамой, поэтому достаточно работы с мамой.



Ребенок, заходя в кабинет психолога и видя песочницу, испытывает эмоциональный подъем. " Ух ты, как классно" - говорят дети. Психолог начинает работу следующими словами: " Представь, что ты волшебник, ты много лет бродил по пустыне, искал место для своего волшебного замка. И вот, наконец, ты нашел это место. Теперь ты сможешь построить свой замок. Возьми с полок то, что тебе захочется поставить в песок, когда ты закончишь, скажи".


Ребенок увлеченно строит. Некоторые, особенно взрослеющие дети 9-11 лет, строят быстро - 10-15 минут. В основном  же этот процесс занимает около 30-40 минут. Затем я прошу ребенка рассказать, как называется его мир, кто эти герои, откуда они пришли сюда, спрашиваю, кому здесь хорошо и кому плохо. Таким образом , информация из бессознательного выводится в мир слов и игры. Страдающим героям сразу предлагаю помочь. Ребенок обычно сам придумывает, как помочь.
Одна 7-летняя девочка, поставив имитацию надгробного памятника, сказала, что похороненному здесь человеку очень плохо, его убили. Затем сама захотела его воскресить. Мама девочки рассказала, что в 2 года ребенку по неосторожности сказали о смерти бабушки, после чего дочь постоянно спрашивала, не умрет ли она. Вот в такой форме проявился этот страх в песке. Проживая  свой страх в песке, девочка с каждым сеансом все легче и быстрее оживляла этого персонажа.
Таким образом  происходит самоисцеление ребенка.


Все мы знаем, как наши дети любят летом играть в песочнице. От года до 10-11 лет дети лепят пирожки из песка, строят замки, роют ходы. Внимательно понаблюдав за своим ребенком и чужими детьми в песочнице,  мы можем заметить, что:
-одни дети мирно делают пасочки,
-другие отбирают лопатки и ведерки у других, забросив свои игрушки,
- третьи постоянно ломают чужие замки.
Все дети разные, но если ребенок ломает чужое, можно предположить, что он еще не умеет общаться, но хочет,  не знает, как привлечь к себе внимание, а может,  он уже почувствовал кайф от того, как плачет сосед по песочнице и всячески стремится его обидеть. Причины могут быть совершенно разные.
Песочница становится лакмусовой бумагой воспитательного мастерства родителей, взаимоотношений в семье.
Если родители недовольны поведением своего ребенка,  есть шанс  все исправить во время отдыха на море. Стройте с ним замки, но не навязывайте свой стиль строительства, хвалите за построенное, возьмите из дому маленькие игрушки, разыгрывайте в песке различные ситуации или просто наблюдайте, как это делает ваш ребенок. Предложите ему побыть волшебником, построить свое королевство, при этом называйте его " Ваше величество". Главное, хвалите,  с интересом слушайте то, что расскажет вам ребенок, продемонстрируйте уважение к "его величеству". Дайте ему время обозначить свои проблемы, не торопите.  Если вы не можете ничего понять, просто предоставьте  вашему ребенку самому откорректировать свое поведение. Желательно провести не меньше пяти сеансов в песке.
Чтобы воспитывать своих детей,  родители не проходят специальное обучение, они всему учатся на своих и чужих ошибках, но у них всегда есть возможность изменить стиль воспитания, сделать его более демократичным.
                                                                                          

                                                                                                                                 Семейный психолог Ольга Гаркавец



Copyright 2013. By designed bigsan, All Rights Reserved.
При использовании материалов сайта ссылка на  www.sunaka.zp.ua обязательна!!