г. Запорожье
+38050 518-58-28
+38096 178-78-37

Гаркавец Ольга Николаевна

Психолог в Запорожье
Главная             Мои публикации             Фото и видео галерея             Отзывы             Контакты             Обо мне


Гаркавец Ольга Николаевна
Контакты
Меню сайта
Кризис 6-7 года жизни. Готов ли ваш ребенок идти в школу?


Все мы мамы слышали о так называемом кризисе трех лет. На самом деле по мере своего взросления ребенок переживает намного больше кризисов, один из них связан с переходным возрастом, когда малыш прощается с детством и получает более серьезную нагрузку в эмоциональном и интеллектуальном плане. Как узнать, что происходит с ребенком в этом время, чем помочь ему, - об этом мы беседовали с детским психологом Ольгой Гаркавец.

" Ольга, что такое кризис 6-7 лет? В чем он проявляется? Каковы его симптомы?

Кризис 6-7 лет - это переломный  период в жизни ребенка от старшего дошкольника к младшему школьнику, когда его уже не удовлетворяет игровой способ получения новых знаний, когда  возникает потребность проверить на прочность свою картину мира.

Кризис затрагивает все сферы жизни ребенка: семья, детский сад, кружки, друзья.

Основные симптомы проявления:

1.Манерничание, кривляние. Утрата непосредственности.

В этот период ребенок не просто общается, ходит, а он все время "что-то из себя строит", играет какую-то роль.

2. Беспричинное нарушение режима.

3. Трудновоспитуемость, агрессия.

Нередко в этот период родители сталкиваются с агрессией у ребенка: словесной и физической. Ребенок может стать агрессивным, вспыльчивым, непослушным, грубитвзрослым.

4. "Глухота" - т.е. избранное реагирование на просьбы и обращения.

5. Утрата импульсивности.

6. Возросший интерес к интеллектуальным занятиям, общим вопросам.

Ребенок может долго читать книгу, увлекшись сюжетом. Старший дошкольник активно интересуется общими вопросами: политикой, происхождением планет, жизнью на Земле, жизнью в других странах, морально-этическими  вопросами. Эмоции у ребенка, как всегда, зашкаливают, но он в этот период учится ими управлять. Это не всегда получается, но с каждым разом все лучше и лучше.

Представление о мире у ребенка становится приближенным к реальности. Часто старшие дошкольники не верят уже, что Дед Мороз ночью кладет под елку подарки и предательски шепчут брату на ушко: "Это папа!". Они по-прежнему верят в сказки, но уже отличают вымышленных персонажей от реальных. Теперь они сами решают - в кого верить, а в кого нет. Они не верят в Бабу-Ягу, но пишут письмо Деду Морозу.

7. Желание быть самостоятельным.

Одним из самых важных симптомов кризиса является желание быть самостоятельным. Ребенок стремится занять новое, так сказать более взрослое место в жизни. В этот период ребенок начинает активно учиться, не обязательно в школе. Главное, он стремится получать новые знания без игры. Иногда получается парадокс: ребенку не нравится, что к нему относятся как к маленькому, но сам он, порой, капризничает как трехлетний.

В этот период  происходит начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности. Появляются новые мотивы поведения, особенно мотивы, побуждающие идти в школу. Ребенок уже способен обобщить переживания, у него меняется отношение квзрослым.

  Возникает произвольная умственная деятельность и поведение, роль правила растет, роль образца падает.

8. Чем можно помочь ребенку в это время? Как справляться с ситуацией?

Самое главное, что требуется от родителей в этот период жизни их ребенка, это его безусловное принятие. Ребенок должен знать, что его плохое поведение огорчит маму, но любить она его за это не перестанет. Ни в коем случае нельзя говорить старшему дошкольнику, что кто-то из знакомых детей лучше его. В этот период ребенок и так начинает критически относиться к себе. Создается "плодородная почва" для развития комплекса неполноценности.

Старайтесь меньше контролировать деятельность ребенка. Позвольте ему совершать ошибки. Своим невмешательством вы признаете его взросление. Он в этом остро нуждается. Временная борьба с режимом,  "глухота", манерничание скоро уйдут, а на смену всему этому, при спокойном отношении, придет новая повзрослевшая личность. Учитесь правильно хвалить своего ребенка, простая фраза: "Ты - молодец" уже не годится. Такой оборот он быстро поставит под сомнение. Объясняйте конкретно, в чем он молодец, а над чем стоит еще поработать.


"  Чем чревато игнорирование проявлений кризиса в этом возрасте?

Некоторые родители, бабушки и дедушки, воспринимают этот период, как свидетельство испорченности и избалованности ребенка. Тогда основным методом становится подавление, прессинг. Но ничего хорошего из этого, как правило, не выходит.

Очень часто родителям тяжело привыкнуть к новому поведению ребенка. Его самостоятельность заставляет родителей менять планы, пересматривать свои убеждения, принципы. Гораздо легче воспитывать зависимого, покорного ребенка. Но в дальнейшем такому человеку будет очень тяжело адаптироваться в обществе, реализоваться как личность. Родители, уважайте личность своего малыша,   родительская интуиция и любовь, специальная литература, которой сейчас предостаточно помогут вам допустить минимум промахов в этот нелегкий период ребенка. Помните, что воспитание ребенка - это как вклад в банк: чем больше вложишь, тем больше процентов (моральных) в дальнейшем получишь.


"  Как связан этот кризис с готовностью к школе?

Этот кризис напрямую связан с готовностью к школе. Чем острее проходит этот период, тем лучше пройдет адаптация в школе. Это небольшая тренировка перед школой, в которой знания будут осваиваться преимущественно в учебной деятельности и гораздо меньше в игровой.


"  Продолжим тему школы: как проверить, пора ли ребенку стать учеником?

Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, привожу короткий тест.

Тест для родителей

1) Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2) Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3) Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 40 минут (например, собирать конструктор)?

4) Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5) Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? (Проверьте)

6) Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений, состоящих более, чем из одного четверостишия?

7) Умеет ли он правильно изменять существительные по числам?

8) Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9) Умеет ли ваш ребенок считать до 100?

10) Может ли он решать простые задачи?

11) Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку (может провести ровную линию ручкой, списать фразу) ?

12) Умеет ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13) Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации) не порезавшись и не заляпав клеем всё вокруг?

14) Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? (Проверьте)

15) Может ли он обобщать понятия по существенному признаку (например, назвать одним словом "транспорт" автомобиль, самолёт и поезд)?

16) Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

17) Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?


Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-17 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - ребёнок не готов к школе. Почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ним и обратите особое внимание на то, чего он не умеет


"  Ваши советы и рекомендации будущим и настоящим первоклассникам

Рекомендации для родителей будущих первоклассников:

Расскажите ребенку о своем поступлении в школу, о своих чувствах и эмоциях по этому поводу.

Устройте ребенку 1 сентября праздник, посоветовавшись с ним, как именно он хочет провести этот торжественный день.

Обязательно соблюдайте режим дня, желателен дневной сон для ребенка, вечером кладите первоклассника спать не позднее 21-00.

Приготовление уроков должно быть не позднее 18-00. Вечером мозг первоклассника не в состоянии плодотворно работать.

Распределяйте время так, чтобы у ребенка оставалось свободное время, которое он сможет использовать по своему усмотрению.

Будьте терпеливы к ребенку в период адаптации к школе. Новый коллектив, новое помещение, новый вид деятельности - ко всему этому предстоит привыкнуть вашему первокласснику, не торопите его, дайте ему время адаптироваться к новому периоду в его жизни. Адаптация к школе длится в среднем от 2 до 6 месяцев.

психолог Ольга Гаркавец


Арт-терапия. Интегративный курс.


Продвижение психологических услуг


Метафорические карты. Курс для профессионалов.

Copyright 2015. By designed bigsan, All Rights Reserved.
При использовании материалов сайта ссылка на  www.sunaka.zp.ua обязательна!!
Skype: sunakasun       e-mail: sunaka@list.ru